1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Игровая технология “Палочки Кюизенера”

       Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенераэто счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Храниться набор может в целлофановом пакете, коробке или ящике с ячейками, в которые ребенок раскладывает палочки сам. Эффективное применение палочек  Кюизенера  возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также  и  самостоятельно.

 Использование палочек Кюизенера способствуют:

  • Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.
  • Подводят к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др.
  • Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками.
  • Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
  • Развиваются психические процессы: восприятие, мышление ( анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование),  зрительную и слуховую память,  внимание,  воображение, речь.
  •  Развивается  детское творчество, фантазия и воображение, познавательная   активность.
  • Развивается  умение работать в коллективе.

          Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

          Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком. 

 Этапы обучения

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма (возраст 3-5 лет.  Лучше  всего  использовать игры  и упражнения, предложенные  в пособии  Новиковой;  и  наглядные  альбомы).

 На втором этапе  палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий  (возраст 5-7 лет)

Примерные  первые  упражнения с палочками  Кюизенера :

1.Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки.

2.Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.

3.Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета.

4.Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.

5.Перечисли цвета всех палочек на столе.

6.Покажи не красную палочку, не желтую и т.д.

7. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т.д.

8.      Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, зеленой и синей; голубой, оранжевой и черной; коричневой, зеленой, белой и желтой палочек.

9.      Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. 'Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или  палочки  одинаковы по длине?

10.    Найди в наборе длинную  и  короткую  палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. Проверь, правильно ли ответил на вопрос.

 

Go to Top